Таинства

Главная » Таинства » Таинство Крещения

Чин наречения имени
04.08.2014, 13:27

Что делать, если имени, с которым тебя крестили, никто не помнит? Можно или нет креститься с нехристианским именем, например, назвать своего ребенка Руслан, Марат, Леда?.. Можно ли назвать ребенка двухсоставным именем, как модно в Европе, например Анна-Мария? Если не складывается жизнь, не виновато ли здесь имя?..
Давайте, в рамках нашей большой темы, сегодня поговорим обо всем, что связано с традицией имянаречения.


Имя человека, «отличая его от всех других людей, идентифицирует его личность и утверждает его неповторимость. Воплотившийся Сын Божий имеет человеческое имя, потому что Он есть совершенная личность, а не ... абстрактный и безличный носитель абстрактной человеческой природы», — пишет отец Александр Шмеман.
В Библии имя совсем не было неким условным обозначением; имя определяло место, которое должен занимать в мире его носитель.
Бог завершает творение, нарекая имена его элементам: дню, ночи, небу, земле, морю (Быт. 1, 2-10), называя каждое светило его именем (Ис. 40, 26), и этим определяет местоположение во вселенной этих элементов мироздания.
Или же, Бог предоставляет Адаму наречь имена всем животным (Быт. 2, 20) — и определить их место и роль в мире Адама.
Так же и с человеком: имя, данное при рождении, обозначало его судьбу или род занятий. Например, Иаков — занимающий место другого (Быт. 27, 36); Навал — безумец (1 Цар. 25, 25) и прочее.
Иногда имя указывало на особенность рождения (Моисей — вынутый из воды), иногда — на предназначение человека (Исаия — Да спасет Бог). Имя считалось как бы самой личностью человека, и воздействовать на имя значило воздействовать на него самого.
«Человеческая природа не существует вне личностей, каждая из которых представляет собой поистине единственный и вполне личностный тип воплощения и реализации этой природы. Поэтому обряд наречения имени есть признание Церковью единственности этого конкретного ребенка, наличия у него божественного дара “личности”».
Получить имя, и имя освященное, которое носил до тебя подвижник Церкви, значит вступить в таинственную связь и со Христом — Абсолютной Личностью, и с личностью прежде жившего ревнителя Христовой веры.
Именно поэтому люди духовно зоркие постоянно чувствуют связь со своим святым соименником как со своим святым небесным покровителем и празднуют день его церковного почитания.

Как, каким основаниям следуя, дается христианское имя младенцу и вообще всякому новокрещенному? Как оно нарекалось в Древней Церкви?
Можно достаточно уверенно утверждать, что примерно до III века все воспринимающие Крещение оставляли те имена, которые им давали родители-язычники.
Это несложно проверить, взяв в руки любой богослужебный календарь с месяцесловом. Там дается перевод каждому помещенному имени, например:
Анастасия — Воскресение (греч.)
Виктор — Победитель (лат.)
Константин — Постоянный (греч.)
Мы и сегодня встречаем имена, произошедшие от названий птиц, растений, цветов: Рубин (красный — лат.), названий городов: Роман (римлянин — лат.), названий месяцев и античных богов и проч. Все это языческие имена.
Однако известно, что уже в III веке некоторые получали при Крещении новые имена, имена христианские, вернее, те, что до них носили подвижники веры. Нередко у христианина оказывалось два имени: языческое (данное при рождении) и христианское (данное при Крещении).
Так, в 311 году мученик Вальсам на вопрос мучителя: «Каково твое имя?» ответил: «По рождению моему Вальсамом называюсь, духовное имя, полученное в Крещении: Петр».
Однако с IV века, когда христианство уже можно было принимать открыто, установился обычай нарекать детям христианские имена. Свт. Иоанн Златоуст писал:
«[Христиане] должны всячески стараться давать детям такие имена, которые бы не только возбуждали к добродетели самих получающих эти имена, но и для всех других и для последующих родов служили наставлением во всяком любомудрии».
Традиция давать крещаемым христианские имена закрепляется прочно и основательно с IV–V веков.
И взрослые, и дети стали изменять при Крещении свои имена на новые, христианские. Причем особенную популярность получают имена апостолов Христовых, и прежде всего — Петр, Павел, Иоанн.

А теперь — несколько правил, принятых сегодня в Русской Православной Церкви.

А) При Крещении в Русской Церкви установился обычай не давать имена неправославные, хотя мирское неправославное имя оставлять не возбраняется. В Греции, Сербии и многих других Поместных Церквах разрешается и при Крещении давать имена не православные, а народные или вновь придуманные.

Б) Согласно православному благочестивому обычаю, не следует давать крещаемым Имена Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери. Назвать Иисусом мальчика можно в честь св. Иисуса Навина, девочку назвать Марией можно в честь св. жен, прославленных с таким именем.
Для удобства наречения имени до 1917 года Св. Синодом выпускались особые Месяцесловы. Следует напомнить, что в последние годы 20-го века и в начале 21-го было канонизировано множество русских святых (на одном только Архиерейском Соборе в августе 2000 года было прославлено более тысячи святых), в память которых также можно давать имена новокрещаемым.
Имена и дни памяти святых помещаются в Православном Церковном календаре, который выходит ежегодно в Издательстве Московской Патриархии. Также имена святых можно найти в Интернете.

В) Некоторые святые имеют по два имени, как, например: Владимир Креститель Руси называется еще Василием (15 июля ст. ст.); Равноапостольная княгиня Ольга — Еленою (11 июля ст. ст.) и т.д. Можно давать в честь этих святых любое из двух их имен[9].

Г) Приоритетом нарекать новорожденному имя обладают его родители. Священник не должен злоупотреблять своей властью и принуждать родителей к принятию того имени, которое ему кажется подходящим. Вспомним, что имена Спасителю и св. Иоанну Крестителю были наречены их родителями (см.: Мф. 1, 20-21; Лк. 1, 30-31, 59-63). У св. Симеона Солунского читаем: «Иерей... дает ему (младенцу) имя, какого пожелали бы родители; с которым он и крещается» (Св. Симеон Солунский, архиепископ Фессалоникский. Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных. § 28).
Однако если священник считает нужным, он может напомнить родителям, что есть древний благочестивый обычай давать младенцу имя того святого, память которого пришлась на день наречения имени (8-й день по рождении).

 

Д) Еще раз акцентируем внимание: не только миряне, но и сами священники часто не знают, что если кто-то хочет наречь имя «по святцам», то младенцу нарекается имя не того святого, в день памяти которого он родился, а того святого, память которого пришлась на 8-й день от рождения младенца. В этот день положено нарекать имя новорожденному младенцу.

Удостовериться, что именно такова традиция Церкви, можно в любом дореволюционном пособии по Церковному Уставу.

Е) Хотя существует правило, согласно которому женщины получают имена святых-женщин, а мужчины — святых-мужчин, всегда были отклонения от этой практики. Так, например, при монашеском постриге возможно именовать женщин именами святых-мужчин, с изменением окончания слова: например, мать Михаила, мать Серафима.
Кроме того, стало общепринятой практикой нарекать девочек мужскими именами, такими, как Зина, Римма, Пина, Инна, Мина и др. Правда, проф. С. В. Булгаков считает, что девочек следует «переименовать», заменив им имена на женские, однако нам не видится ничего плохого в том, чтобы оставлять и даже продолжать давать эти имена женщинам-христианкам.

Ж) В Западной Церкви младенцу нередко нарекают сразу несколько имен. В Православии это не принято. Наречение имени — не просто красивый обряд, но таинственное действие вручения младенца (или взрослого человека, имеющего нехристианское имя) под духовное руководство какого-либо святого. Стремление заручиться поддержкой как можно большего количества святых через присвоение крещаемому имен нескольких святых не соответствует Православному Преданию.

З) Что делать, если человек не знает, с каким именем его крестили (например, его крестили в детстве и все свидетели этого умерли, а мирское имя у него неправославное)? Ответ очень прост. Нужно прийти в храм и сказать об этом священнику. Священник прочитает специальную молитву из Чина наречения имени и даст человеку имя, какое тот выберет. Таким образом, человек получит новое христианское имя.

И) Согласно Православному Преданию, люди, угодившие Богу, после смерти переселяются в райские обители и находятся в общении с Господом. Мы не знаем обо всех Богу угодивших людях, потому что подвиг многих скрыт от посторонних глаз, но все же подвиг некоторых людей оказывается известен и другим. Таких людей мы прославляем в лике святых, то есть канонизируем. Таким людям мы молимся, им подражаем, не сомневаемся, что между теми, кто святых почитает, и самими святыми, пребывающими во блаженном успении, устанавливается незримая мистическая связь. Когда мы выбираем для своего новорожденного ребенка имя, мы должны помнить, что это имя носил какой-то подвижник веры и теперь этот святой будет небесным покровителем вашего ребенка.

Любое христианское имя освящено прежде носившим его святым человеком; можно сказать, что любое христианское имя – святое имя. И никогда не может такого быть, что имя виновато в том, что у человека не складывается жизнь. В своих проблемах человек может быть виноват сам, может быть жертвой каких-то непредвиденных обстоятельств, но важно помнить: как-то негативно влиять на нашу жизнь наше святое имя не может. Напротив, если человек ведет церковную жизнь, старается жить по-христиански и доверяет Богу, то Господь и небесный покровитель этого человека помогут ему преодолеть все испытания и приведут его к спасению.

Еще несколько полезных советов на эту тему и список редких, но замечательных имен, которые можно дать своим малышам, можно найти здесь:
http://azbyka.ru/parkhomenko/kak-pra...a-rebenku.html

Переходов: 0 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 08.05.2024, 04:19
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Календарь

25 февраля 2022 г. (12 февраля ст.ст.),пятница

Седмица мясопустная.

День постный. Разрешается рыба.

Иверской (икона) иконы Божией Матери. Свт. Мелетия (икона), архиеп. Антиохийского. Свт. Алексия (икона), митр. Московского и всея России, чудотворца. Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского. Прп. Марии, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения. Свт. Антония, Патриарха Константинопольского. Прп. Мелетия Ипсенийского. Утр. - Богородицы: Лк., 4 зач., I, 39-49, 56, или свт.: Ин., 36 зач., X, 9-16 . Лит. - 2 Ин., 75 зач., I, 1-13. Мк., 68 зач., XV, 22, 25, 33-41. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28. Свт.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Лк., 24 зач., VI, 17-23 .

Друзья сайта

  • Українська православна церква
  • Портал Православная Сумщина
  • Православная Сумщина (архив)
  • Официальный сайт Троицкого архиерейского собора г.Сумы
  • Встреча с Православием
  • Монастыри и храмы Украинской православной церкви
  • Хустская епархия
  • Православное общество "Азбука веры"
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Поиск