Главная » 2014 » Июль » 5 » Відійшов до Господа Блаженніший Митрополит Київський і всієї України Володимир
15:16
Відійшов до Господа Блаженніший Митрополит Київський і всієї України Володимир


 

В суботу 5 липня 2014 року о 6:05 ранку на 79 році життя після тривалої хвороби відійшов до Господа Предстоятель Української Православної Церкви Блаженніший Митрополит Київський і всієї України Володимир.

Цього ж дня  тіло Блаженнішого Митрополита Володимира буде перенесене до Успенського собору Києво-Печерської Лаври, де духовенство і віруючі матимуть можливість прощатися зі своїм Предстоятелем. Божественну літургію у співслужінні єпископату і духовенства звершить Місцеблюститель Київської Митрополичої кафедри митрополит Чернівецький і Буковинський Онуфрій.

Священний Синод Української Православної Церкви визначить час відспівування та місце погребіння Блаженнішого Митрополита Володимира. Також буде призначено дату проведення Собору єпископів Української Православної Церкви, який має обрати нового Предстоятеля УПЦ.

 

Біографічна довідка. Митрополит Київський і всієї України, Предстоятель Української Православної Церкви Володимир (Віктор Маркіянович Сабодан)

Статус:

 Чинний

Дата народження:

23.11.1935

День тезоіменитства:

28 Июля

Дияконська хіротонія:

14.06.1962

В Одесі митрополитом Херсонським і Одеським Борисом (Віком)

Ієрейська хіротонія:

15.06.1962

В Одесі митрополитом Херсонським і Одеським Борисом (Віком)

Постриг здійснений:

22.08.1962

Успенський Одеський чоловічий монастир

Архієрейська хіротонія:

09.07.1966

Митрополитом Крутицьким і Коломенським Пименом в Успенському соборі Троїце-Сергієвої Лаври

Духовна освіта

Одеська духовна семінарія, Ленінградська духовна академія, аспірантура Московської духовної академії

Місця служіння

с 1992-05-27 по поточний день

Українська Православна Церква, Предстоятель

с 1992-05-27 по поточний день

Київська єпархія, Правлячий архієрей


 

 

 

 

 

«Не печальтесь, Бог все управит,

Он знает, как должно быть».

Блаженнейший Митрополит Владимир


 

Служение Блаженнейшего Митрополита Владимира - это живая история Церкви, ее свидетельство миру и спасительная миссия в нем.

Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины так говорил о своем служении:

«Моя награда будет в том, чтобы обо мне могли когда-то сказать, как жители Самарии о женщине, разговаривавшей со Христом:

«Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он - истинно Спаситель мира, Христос». (Ин. 4, 42)

О важности епископства в православной традиции профессор протопресвитер Иоанн Мейендорф писал так: - «Будучи живым звеном апостольского преемства, епископ выступает гарантом непрерывности таинственной благодати, необходимой для жизни Церкви».

Беспорно,  20-летнее предстоятельское служение нашего Архипастыря - это период возрождения и процветания Церкви. Господь  Своей милостью в очередной раз призрел на кроткого и смиренного человека - Блаженнейшего Митрополита Владимира. Он поставил его Предстоятелем в самое тяжелое время. В прошлые годы многие думали, что Патриарх Тихон ничего не сможет сделать в советское время, а он все-таки сохранил Церковь. Так было и в начале 90-х годов прошлого века, когда многие надеялись на сильных мира сего. А Митрополит Владимир спокойствие и кротость сумел не только сохранить, но и приумножить.

Своим молчанием в ответ на несправедливость он научил нас созерцать глубину духовного возрождения и видеть зло, которому надлежит посрамиться.

Предстоятель хорошо помнил и «оттепель» шестидесятых годов, когда «свобода» обернулась для Церкви новыми гонениями; и «застой», когда веру стали считать опасным инакомыслием; и «перестройку», когда вчерашние коммунисты вдруг взялись обвинять священнослужителей в сотрудничестве с коммунистическим режимом; и нынешние времена, когда вера стала предметом политических спекуляций.

Блаженнейший Владыка молился, чтобы Господь сохранил в единстве Украину, без крови, чтобы не было между людьми непониманий. Часто он полушепотом повторял такие слова: «Не о себе, Господи, прошу, но о тех, которых Ты мне дал».

Откуда же он черпал и где брал силы служить и быть последовательным, преданным пастырем Церкви Христовой?

Источники жизненной силы Блаженнейшего Владыки - в детстве, в благочестивой православной семье.

Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (в миру Виктор Маркиянович Сабодан) родился 23 ноября 1935 года в селе Марковка Летичевского района Каменец-Подольской (ныне Хмельницкой) области в сельской семье. Мать Феодосия Ивановна и отец Маркиян Арсеньевич были людьми глубоко верующими, в вере и благочестии воспитали своих четырех сыновей, из которых Виктор (будущий митрополит Владимир) был младшим.

 Архипастырь считал Божьим даром своих родителей, с ранних лет научивших его начинать и заканчивать день молитвой и во всех делах полагаться на Господа. Блаженнейший говорил: «Благодаря родительскому воспитанию никакой внутренней борьбы, касающейся вопросов веры, никаких сомнений или недоразумений, от которых страдает большинство людей на пути к храму и к Богу, у меня не было. И когда учился в семинарии, познакомился с богословскими науками, - все было легко. Я не ощущал никаких сомнений, которые мучили некоторых моих однокурсников».

Особую роль в духовном росте будущего первосвятителя играла мама, с которой маленький Виктор был особенно близок. Как младший в семье, он помогал исполнять домашнюю работу: мыл посуду, убирал, подбеливал печь и прочее. Мать была для него самым дорогим человеком. Она никогда не повышала голос, всегда была нежной и ласковой, сдержанной. Учила не только словом, но и делом. Достаточно было одного материнского взгляда – похвального или сурового, чтобы дети поняли, чего от них хотят. Послушание старшим было беспрекословным. Мать вложила в сыновей всю свою душу, отдала все силы для их достойного воспитания.  И Владыка, как и его братья, через всю жизнь пронес материнскую любовь в своем сердце.

С девяти лет Виктор исполнял различные послушания в Свято-Архангело-Михайловском храме родного села. В 1944 году, когда еще гремела война, он вступил в марковскую начальную школу, а с 5-го по 7-й классы учился в соседнем селе Ивонинцы, затем в меджиборской средней школе. С первых школьных дней Виктор отличался добрыми способностями и старанием, был отличником.

Учась в школе, будущий святитель никогда не скрывал, что он - верующий, за что постоянно подвергался глумлению и обидам со стороны атеистически настроенных преподавателей. Однако сверстники тянулись к нему, поэтому в среде товарищей он всегда пользовался уважением.

После окончания средней школы в 1954 году поступил в Одесскую духовную семинарию.

Поступив в семинарию, будущий Владыка совершил мужественный поступок, требовавший непоколебимой веры, ведь в то время по всей стране велась интенсивная антирелигиозная кампания. В Одессе за время обучения в семинарии будущему Предстоятелю посчастливилось лично общаться с двумя новопрославленными угодниками Божьими: святителем Лукой (Войно-Ясенецким; канонизирован в 1996 году) и преподобным Кукшей Одесским (канонизирован в 1994 году) - будущим восприемником Блаженнейшего в монашеском постриге.

 Блаженнейший Митрополит Владимир вспоминает: «Мы старались исповедоваться у них, просто поговорить, почерпнуть мудрости. Во времена гонений на Церковь старцы спасали многих. Своими молитвами и духовным попечением они помогали верующим в нуждах и трудностях, даже преступников наставляли на путь истинный». Еще подростком, будущий Предстоятель побывал у схиархимандрита Черниговского Свято-Троицкого монастыря преподобного Лаврентия (канонизирован в 1993 году), который при первой же встрече предсказал юноше первосвятительство.

Во время обучения в семинарии будущий Предстоятель пользовался большим авторитетом и уважением. Приветливый и доброжелательный, он всегда был готов протянуть руку помощи каждому, кто к нему обращался. О его энциклопедических знаниях ходили легенды.

Уже в семинарии речь будущего Предстоятеля отличалась художественной образностью. Он умело ссылался на учения святых отцов, высказывания исследователей, писателей и философов, отличался особенной внутренней собранностью, аккуратностью, самодисциплиной.

На одаренного воспитанника обратил внимание митрополит Херсонский и Одесский Борис (Вик), который за исповедание веры во Христа долгие годы провел в сталинских лагерях. Он и привлек юношу к иподиаконскому служению в кафедральном соборе Одессы.

В свободное от учебы время семинаристы посещали выставки, театры, концерты классической музыки. Будущий Предстоятель, который и сам имел прекрасные вокальные данные, старался не пропускать ни одной премьеры в легендарном Одесском оперном театре. Так, гармонично сочетая духовное образование и светский кругозор, не упуская возможности общаться с подвижниками благочестия, встречающимися на его жизненном пути, после окончания Одесской духовной семинарии он решил продолжить обучение в Ленинградской (теперь Санкт-Петербургской) духовной академии.

Чтобы понять сложность пути, предстоящего выпускникам духовной академии в те времена, нужно вспомнить, что они не получали статуса молодого специалиста и на них не распространялись льготы на получение жилья, которыми пользовались выпускники светских институтов и университетов. После назначения на служение их ожидали издевательства уполномоченных по делам религий, обиды и глумление представителей власти, с которыми приходилось иметь дело. Для такого выбора жизненного пути нужна была твердая вера во Христа и желание послужить Его Церкви ради спасения человеческих душ во враждебных и неблагоприятных условиях.

Обучаясь в семинарии, он мечтал быть приходским священником, служить в сельском храме, жить у реки, в свободное время рыбачить и радоваться окружающему миру. Его мать также хотела, чтобы сын-священник был рядом. Родители не советовали будущему Архипастырю принимать постриг. Когда он попросил у матери благословение на монашество, она расплакалась. Отец говорил о преследовании духовенства, закрытии святынь, даже таких, как Киево-Печерская Лавра, но Владыка уже тогда принял решение, которое стало выражением его внутреннего желания - путем монашеского подвига следовать за Христом, нести свет веры стране, где атеизм был возведен в ранг государственной идеологии.

Окончив духовную академию с ученой степенью кандидата богословия, будущий святитель направился на преподавательскую работу в Одесскую духовную семинарию, где в 1962 году, в 26-летнем возрасте, все-таки принял монашеский постриг.

Подвиг иночества был нелегким во все времена... Но в 60-е годы прошлого столетия его расценивали как вызов государственной власти, которая с религией вела настоящую идеологическую войну.

Миссия Церкви по сохранению в обществе духовно-нравственных ориентиров была возложена не только на верующих, которые уповали в своем свидетельстве на Бога, но и на высокообразованных людей, способных аргументировано отстаивать свои убеждения. Призванным на такое служение был и Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир.

Первые четыре года монашеской жизни будущего Архипастыря совпали с кульминацией хрущевской войны с Церковью. Об одном интересном эпизоде, случившемся в жизни Блаженнейшего Владыки во время его пребывания на Ростовской кафедре в 1988 году, вспоминает журналист Лариса Козик: «Накануне празднования 1000-летия Крещения Руси митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан) посетил выставку памяти Никиты Хрущева. Среди множества вещей и документов внимание владыки привлекла фотография, на которой были запечатлены два священнослужителя - в одном из них он узнал себя. Под фотографией были написаны слова Хрущева: «Последнего попа покажу по телевизору в 1981 году!».

Менялись государственные правители, идеология, а Христова Церковь, которая жила молитвами, опекой и трудами таких своих членов, как Митрополит Владимир, несших в мир миссию благовестия Христового, выжила, окрепла и теперь выполняет ту же задачу - спасение души каждого, кто ищет Бога.

В Одесской духовной семинарии будущий Архипастырь был преподавателем, старшим помощником инспектора, а после окончания аспирантуры при Московской духовной академии в 1965 году - ректором.

Поныне с любовью вспоминают одесситы ректора семинарии архимандрита Владимира как неутомимого труженика, глубокого богослова, блестящего проповедника, талантливого администратора. Можно только представить себе, насколько трудно в те годы было нести послушание ректора единственной в Украине духовной школе.

Способности и активная церковная деятельность архимандрита Владимира в должности ректора ОДС обратили на него внимание священноначалия РПЦ. Его начали привлекать к мероприятиям, которые организовывал Отдел внешних церковных связей. В 1966 году архимандрит Владимир был назначен заместителем начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

Это стало первым зарубежным поручением будущего Митрополита. Паломников из СССР было мало - лишь дважды в год, на Рождество и Пасху сюда разрешалось приехать небольшой группе духовенства. Наибольшим счастьем, по словам Блаженнейшего Митрополита Владимира, было каждую ночь совершать богослужения в храме Гроба Господнего - на месте Воскресения Иисуса Христа.

Через полгода, 9 июля 1966 года, в Троице-Сергиевой Лавре состоялась хиротония архимандрита Владимира в епископа Звенигородского, викария Московской епархии. Возглавил ее будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Первым церковным послушанием в новом сане будущего Предстоятеля стало служение представителем Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей в Женеве; одновременно он был настоятелем Женевского храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1968 году Преосвященный Владимир назначается викарием Патриаршего Экзарха Украины в Западной Европе.

Через полгода с 20 марта 1969 года, возглавляет Черниговскую кафедру и в то же время управляет нашей Сумской епархией. Первая епархия, которой довелось руководить Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, стала для него, образно выражаясь, первой любовью, которая остается в сердце на всю жизнь.

Во время архиерейства Владыки на Черниговщине и Сумщине от людей не поступило ни одной жалобы в какую-либо инстанцию.

Все это, казалось бы, характеризует Митрополита Владимира как искреннего Архипастыря, который заботливо относится к своей пастве, но сам Блаженнейший считал, что это паства научила его искренности, откровенности, постоянной молитве не только за себя, но и за весь народ, за Родину.

Несмотря на нелегкое время и враждебность атеистически настроенной местной власти, затянувшийся конфликт с уполномоченным по делам религии, Владыка Владимир смиренно нес крест своего церковного послушания. Чтобы представить, в каких условиях ему приходилось совершать архиерейское служение, следует сказать, что в то время в Чернигове была действующей только одна маленькая церковь - на территории рынка. Она всегда была переполнена, а во время праздничных богослужений около нее дежурила машина «скорой помощи». Епархиальное управление, в котором жил Владыка, не имело бытовых помещений и находилось в аварийном состоянии. Когда же отремонтировали протекающую крышу, представители местной власти заставили заплатить огромный штраф - за «порчу» памятника архитектуры.

Но Митрополит Владимир не желал другой судьбы, он понимал, что его ожидает, когда выбирал свой жизненный путь - исповедание истины Христовой, следование по которому характеризуют слова Самого Спасителя: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, мир любил бы свое; а так как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин. 15, 18-19).

В 1973 году Блаженнейший Митрополит Владимир назначается ректором Московских духовных академии и семинарии.

Духовные школы размещались в Троице-Сергиевой Лавре, и Патриарх Пимен обратился к новому ректору с просьбой об установлении здоровых отношений между монахами и студентами. Митрополит Владимир, как и на месте предыдущего служения, полностью справился с поставленным заданием, и в скором времени Лавра и духовные школы стали единым коллективом монахов и будущих пастырей.

Митрополит Владимир – будучи ректором Московских духовных школ – получил еще и светское образование, окончив юридический факультет Московского государственного университета.

Вклад Митрополита Владимира в духовное образование Православной Церкви трудно переоценить, он воспитал сотни священнослужителей! Его знают добрым, простым в общении, и в то же время требовательным, высокообразованным. Один из его прежних студентов - ныне покойный митрополит Винницкий и Могилев-Подольский Макарий (Свистун) - говорил: «Митрополит Владимир, как мы когда-то подсчитали, воспитал треть нынешнего духовенства. Сам он принадлежит к священноначалию нового поколения. Это человек необычайно образованный, эрудированный, бесконечно верующий, прекрасно воспитанный родителями и наставниками старшего возраста, что сделало его смолоду мудрым. Общаться с ним - удовольствие, если не сказать счастье».

Митрополит Владимир всегда помнил, кто он и откуда, любил свою Родину – Украину.

Собственной жизнью Архипастырь постоянно исполнял одну из важнейших задач Церкви в современном мире - возрождал самобытность национальной культуры. Еще в семинарские годы он был одним из немногих, кто в храме Божьем произносил проповеди на родном языке. Обучаясь в академии, Владыка и еще несколько студентов из Украины создали своеобразное «культурное общество», в свободное время занимались организацией и проведением вечеров, посвященных памяти Тараса Шевченко, Леси Украинки, Ивана Франко. Занимая пост ректора Московских духовных школ, он учитывал, что среди студентов много выходцев из Украины, поэтому своим распоряжением разрешал отвечать в аудиториях на родном языке.

В 1982 году Владыка Владимир получает новое назначение - на Ростовскую кафедру с возведением в сан митрополита.

...В стране понемногу менялось отношение к религии, государственная власть избегала гонений, но давление на Церковь продолжалось, хотя и не в такой явной форме, как раньше. Для характеристики пребывания Архипастыря на Ростовской кафедре уместно привести воспоминания тогдашнего секретаря епархиального управления протоиерея В. Загребы: «Люди радовались: наконец-то Господь смилостивился над нами, послав высокодуховного и деятельного архиерея. Благодаря трудолюбию и долготерпению, особенному дару видения человеческой души, глубокой вере и добропорядочности Митрополита Владимира, в Ростовской епархии возродилось православие. Церковь завоевала авторитет и доверие среди жителей Донского края... Владыка отдает всего себя служению пастве, примером жизни учит добру, любви к ближнему, вере и надежде на спасение».

В 1992 году в жизни Владыки начался новый период.

 «27-28 мая в Харькове под председательством митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима состоялся Собор украинских епископов, который сместил тогдашнего митрополита Филарета (Денисенко) с Киевской кафедры и с должности Предстоятеля УПЦ, почислив его за штат и запретив в священнослужении. Главой Украинской Православной Церкви  был избран митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан), украинец по происхождению. Это решение было канонически утверждено Патриархом Московским и всея Руси Алексием II». Следует отметить, и это показательно, что Митрополит Владимир узнал о своем избрании на эту должность за границей - в Финляндии, где находился на международной богословской конференции.

20 июня 1992 года Блаженнейший Митрополит Владимир прибыл в Киев. Его встречали десятки тысяч православных клириков и миряне. Свою первую проповедь Владыка Владимир начал со слов: «Я прибыл не в командировку и не заграницу, я прибыл на родную землю служить людям и независимой Украине».

Время вступления Блаженнейшего Владыки на древнюю Киевскую кафедру стало для него сложным периодом унижений и испытаний, связанных с политической ситуацией в Украине и позицией государственной власти по отношению к Церкви.

С болью в сердце Предстоятель воспринял раскол в украинском православии. По приезду в Киев он заявил, что не следует отвечать силой на грубые действия раскольников, напоминая слова святого благоверного князя Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде». Тогда же Митрополит Владимир пообещал, что приложит все усилия, чтобы не допустить кровопролития между «единоверными и единокровными братьями». Он всегда подчеркивал, ссылаясь на заповедь Спасителя, что нужно молиться, дабы Господь наставил недругов и дал им возможность покаяться.

Владыка никогда не нарекал на судьбу, не разочаровывался в людях, не оставлял заблудших; он неуклонно верил в возрождение через благодать Божью и человеческих душ, и церковной жизни. Архипастырь сумел не только избежать в украинском обществе конфронтации на религиозной почве, но и практически возродить Украинскую Православную Церковь, которая благодаря непрерывным трудам и молитвам Предстоятеля имеет огромное влияние на духовно-нравственное состояние украинского общества. Ее мнение является авторитетным по многим социальным и гуманитарным вопросам. Однако православные духовные ценности не востребованы в полной мере. Причина - в секуляризации современного общества и, как следствие, в его безрелигиозности и равнодушном отношении к духовности.
 Но будущее нашей Церкви вселяет надежду...

В первую очередь, благодаря ее Предстоятелю - Блаженнейшему Митрополиту Владимиру. За годы архипастырства Владыки Украинская Православная Церковь достигла даже большей самостоятельности в управлении, чем во времена святителя Петра Могилы, считающиеся периодом наиболее широкой независимости Православной Церкви в Украине за всю историю ее существования.

По благословению Блаженнейшего открыты десятки монастырей (а Святогорский Свято-Успенский получил в 2005 году статус Лавры), создаются духовные семинарии и училища, возрождаются и строятся сотни храмов, издается церковная пресса и литература, что в итоге способствует повышению уровня духовной образованности нашего общества. Во много раз возросло количество обителей, появились десятки тысяч храмов, но возрождение стен невозможно без возрождения души. Своим личным примером Блаженнейший Митрополит Владимир явил миру красоту христианского мировоззрения. Именно на нем исполняются слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

Блаженнейший был любящим наставником, мирным, смиренным, добрым помощником и нестяжательным пастырем. Он говорил: «Я очень счастливый человек, хоть и живу на чердаке. Я готов жить в подвале, в землянке и даже просто на улице, но вместе с преподобными в доме Божьей Матери буду нести свой жизненный крест с великой радостью».

С высоты своего опыта пастырского служения Блаженнейший Митрополит Владимир так раскрыл миссию Церкви Христовой в современном мире:

«С точки зрения религии, духовный человек - это тот, кто верит в Живого Истинного Бога, в загробную жизнь и вечное бытие.С точки зрения светского общества, духовным считают образованного, культурного человека. Но настоящая духовность - это богатство внутреннего мира, это вечная гармония с Богом. И цель Церкви - в том, чтобы рассказать ближним об этом и помочь через Святые Таинства ощутить необходимость соединения с Богом».
9 июля 2011 года Блаженнейший Митрополит Владимир был удостоен звания «Герой Украины» - «за выдающиеся заслуги в утверждении духовности, гуманизма и милосердия в обществе, многолетнее добросовестное служение Украинскому народу…»

В своих интервью и особенно в последнее время новопреставленный Блаженнейший Митрополит Владимир неоднократно призывал православных людей к молитве: «Молитесь за мир в Украине, за Православие украинское, чтобы Господь помог нам быть братьями перед Богом и перед всем миром».

Да упокоит Господь душу новопреставленного Блаженнейшего Митрополита Владимира в селениях праведных.

А мы, возглашая «Вечную Память», будем помнить и такие  его слова-наставление:

«Не печальтесь, Бог все управит, Он знает, как должно быть».


 




 

Категория: Епархиальные новости | Просмотров: 908 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 06.12.2022, 07:13
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Епархиальные новости [11]
Новости приходской жизни [477]

Календарь

«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

25 февраля 2022 г. (12 февраля ст.ст.),пятница

Седмица мясопустная.

День постный. Разрешается рыба.

Иверской (икона) иконы Божией Матери. Свт. Мелетия (икона), архиеп. Антиохийского. Свт. Алексия (икона), митр. Московского и всея России, чудотворца. Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского. Прп. Марии, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения. Свт. Антония, Патриарха Константинопольского. Прп. Мелетия Ипсенийского. Утр. - Богородицы: Лк., 4 зач., I, 39-49, 56, или свт.: Ин., 36 зач., X, 9-16 . Лит. - 2 Ин., 75 зач., I, 1-13. Мк., 68 зач., XV, 22, 25, 33-41. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28. Свт.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Лк., 24 зач., VI, 17-23 .

Друзья сайта

  • Українська православна церква
  • Портал Православная Сумщина
  • Православная Сумщина (архив)
  • Официальный сайт Троицкого архиерейского собора г.Сумы
  • Встреча с Православием
  • Монастыри и храмы Украинской православной церкви
  • Хустская епархия
  • Православное общество "Азбука веры"
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Поиск