Что делать, если имени, с которым тебя крестили, никто не помнит? Можно или нет креститься с нехристианским именем, например, назвать своего ребенка Руслан, Марат, Леда?.. Можно ли назвать ребенка двухсоставным именем, как модно в Европе, например Анна-Мария? Если не складывается жизнь, не виновато ли здесь имя?..
Давайте, в рамках нашей большой темы, сегодня поговорим обо всем, что связано с традицией имянаречения.
Имя человека, «отличая его от всех других людей, идентифицирует его личность и утверждает его неповторимость. Воплотившийся Сын Божий имеет человеческое имя, потому что Он есть совершенная личность, а не ... абстрактный и безличный носитель абстрактной человеческой природы», — пишет отец Александр Шмеман.
В Библии имя совсем не было неким условным обозначением; имя определяло место, которое должен занимать в мире его носитель.
Бог завершает творение, нарекая имена его элементам: дню, ночи, небу, земле, морю (Быт. 1, 2-10), называя каждое светило его именем (Ис. 40, 26), и этим определяет местоположение во вселенной этих элементов мироздания.
Или же, Бог предоставляет Адаму наречь имена всем животным (Быт. 2, 20) — и определить их место и роль в мире Адама.
Так же и с человеком: имя, данное при рождении, обозначало его судьбу или род занятий. Например, Иаков — занимающий место другого (Быт. 27, 36); Навал — безумец (1 Цар. 25, 25) и прочее.
Иногда имя указывало на особенность рождения (Моисей — вынутый из воды), иногда — на предназначение человека (Исаия — Да спасет Бог). Имя считалось как бы самой личностью человека, и воздействовать на имя значило воздействовать на него самого.
«Человеческая природа не существует вне личностей, каждая из которых представляет собой поистине единственный и вполне личностный тип воплощения и реализации этой природы. Поэтому обряд наречения имени есть признание Церковью единственности этого конкретного ребенка, наличия у него божественного дара “личности”».
Получить имя, и имя освященное, которое носил до тебя подвижник Церкви, значит вступить в таинственную связь и со Христом — Абсолютной Личностью, и с личностью прежде жившего ревнителя Христовой веры.
Именно поэтому люди духовно зоркие постоянно чувствуют связь со своим святым соименником как со своим святым небесным покровителем и празднуют день его церковного почитания.
Как, каким основаниям следуя, дается христианское имя младенцу и вообще всякому новокрещенному? Как оно нарекалось в Древней Церкви?
Можно достаточно уверенно утверждать, что примерно до III века все воспринимающие Крещение оставляли те имена, которые им давали родители-язычники.
Это несложно проверить, взяв в руки любой богослужебный календарь с месяцесловом. Там дается перевод каждому помещенному имени, например:
Анастасия — Воскресение (греч.)
Виктор — Победитель (лат.)
Константин — Постоянный (греч.)
Мы и сегодня встречаем имена, произошедшие от названий птиц, растений, цветов: Рубин (красный — лат.), названий городов: Роман (римлянин — лат.), названий месяцев и античных богов и проч. Все это языческие имена.
Однако известно, что уже в III веке некоторые получали при Крещении новые имена, имена христианские, вернее, те, что до них носили подвижники веры. Нередко у христианина оказывалось два имени: языческое (данное при рождении) и христианское (данное при Крещении).
Так, в 311 году мученик Вальсам на вопрос мучителя: «Каково твое имя?» ответил: «По рождению моему Вальсамом называюсь, духовное имя, полученное в Крещении: Петр».
Однако с IV века, когда христианство уже можно было принимать открыто, установился обычай нарекать детям христианские имена. Свт. Иоанн Златоуст писал:
«[Христиане] должны всячески стараться давать детям такие имена, которые бы не только возбуждали к добродетели самих получающих эти имена, но и для всех других и для последующих родов служили наставлением во всяком любомудрии».
Традиция давать крещаемым христианские имена закрепляется прочно и основательно с IV–V веков.
И взрослые, и дети стали изменять при Крещении свои имена на новые, христианские. Причем особенную популярность получают имена апостолов Христовых, и прежде всего — Петр, Павел, Иоанн.
А теперь — несколько правил, принятых сегодня в Русской Православной Церкви.
А) При Крещении в Русской Церкви установился обычай не давать имена неправославные, хотя мирское неправославное имя оставлять не возбраняется. В Греции, Сербии и многих других Поместных Церквах разрешается и при Крещении давать имена не православные, а народные или вновь придуманные.
Б) Согласно православному благочестивому обычаю, не следует давать крещаемым Имена Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери. Назвать Иисусом мальчика можно в честь св. Иисуса Навина, девочку назвать Марией можно в честь св. жен, прославленных с таким именем.
Для удобства наречения имени до 1917 года Св. Синодом выпускались особые Месяцесловы. Следует напомнить, что в последние годы 20-го века и в начале 21-го было канонизировано множество русских святых (на одном только Архиерейском Соборе в августе 2000 года было прославлено более тысячи святых), в память которых также можно давать имена новокрещаемым.
Имена и дни памяти святых помещаются в Православном Церковном календаре, который выходит ежегодно в Издательстве Московской Патриархии. Также имена святых можно найти в Интернете.
В) Некоторые святые имеют по два имени, как, например: Владимир Креститель Руси называется еще Василием (15 июля ст. ст.); Равноапостольная княгиня Ольга — Еленою (11 июля ст. ст.) и т.д. Можно давать в честь этих святых любое из двух их имен[9].
Г) Приоритетом нарекать новорожденному имя обладают его родители. Священник не должен злоупотреблять своей властью и принуждать родителей к принятию того имени, которое ему кажется подходящим. Вспомним, что имена Спасителю и св. Иоанну Крестителю были наречены их родителями (см.: Мф. 1, 20-21; Лк. 1, 30-31, 59-63). У св. Симеона Солунского читаем: «Иерей... дает ему (младенцу) имя, какого пожелали бы родители; с которым он и крещается» (Св. Симеон Солунский, архиепископ Фессалоникский. Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных. § 28).
Однако если священник считает нужным, он может напомнить родителям, что есть древний благочестивый обычай давать младенцу имя того святого, память которого пришлась на день наречения имени (8-й день по рождении).
Д) Еще раз акцентируем внимание: не только миряне, но и сами священники часто не знают, что если кто-то хочет наречь имя «по святцам», то младенцу нарекается имя не того святого, в день памяти которого он родился, а того святого, память которого пришлась на 8-й день от рождения младенца. В этот день положено нарекать имя новорожденному младенцу.
Удостовериться, что именно такова традиция Церкви, можно в любом дореволюционном пособии по Церковному Уставу.
Е) Хотя существует правило, согласно которому женщины получают имена святых-женщин, а мужчины — святых-мужчин, всегда были отклонения от этой практики. Так, например, при монашеском постриге возможно именовать женщин именами святых-мужчин, с изменением окончания слова: например, мать Михаила, мать Серафима.
Кроме того, стало общепринятой практикой нарекать девочек мужскими именами, такими, как Зина, Римма, Пина, Инна, Мина и др. Правда, проф. С. В. Булгаков считает, что девочек следует «переименовать», заменив им имена на женские, однако нам не видится ничего плохого в том, чтобы оставлять и даже продолжать давать эти имена женщинам-христианкам.
Ж) В Западной Церкви младенцу нередко нарекают сразу несколько имен. В Православии это не принято. Наречение имени — не просто красивый обряд, но таинственное действие вручения младенца (или взрослого человека, имеющего нехристианское имя) под духовное руководство какого-либо святого. Стремление заручиться поддержкой как можно большего количества святых через присвоение крещаемому имен нескольких святых не соответствует Православному Преданию.
З) Что делать, если человек не знает, с каким именем его крестили (например, его крестили в детстве и все свидетели этого умерли, а мирское имя у него неправославное)? Ответ очень прост. Нужно прийти в храм и сказать об этом священнику. Священник прочитает специальную молитву из Чина наречения имени и даст человеку имя, какое тот выберет. Таким образом, человек получит новое христианское имя.
И) Согласно Православному Преданию, люди, угодившие Богу, после смерти переселяются в райские обители и находятся в общении с Господом. Мы не знаем обо всех Богу угодивших людях, потому что подвиг многих скрыт от посторонних глаз, но все же подвиг некоторых людей оказывается известен и другим. Таких людей мы прославляем в лике святых, то есть канонизируем. Таким людям мы молимся, им подражаем, не сомневаемся, что между теми, кто святых почитает, и самими святыми, пребывающими во блаженном успении, устанавливается незримая мистическая связь. Когда мы выбираем для своего новорожденного ребенка имя, мы должны помнить, что это имя носил какой-то подвижник веры и теперь этот святой будет небесным покровителем вашего ребенка.
Любое христианское имя освящено прежде носившим его святым человеком; можно сказать, что любое христианское имя – святое имя. И никогда не может такого быть, что имя виновато в том, что у человека не складывается жизнь. В своих проблемах человек может быть виноват сам, может быть жертвой каких-то непредвиденных обстоятельств, но важно помнить: как-то негативно влиять на нашу жизнь наше святое имя не может. Напротив, если человек ведет церковную жизнь, старается жить по-христиански и доверяет Богу, то Господь и небесный покровитель этого человека помогут ему преодолеть все испытания и приведут его к спасению.
Еще несколько полезных советов на эту тему и список редких, но замечательных имен, которые можно дать своим малышам, можно найти здесь:
http://azbyka.ru/parkhomenko/kak-pra...a-rebenku.html
|