Наш храм носит имя святого пророка Илии, память которому мы совершаем 2 августа.
Имя пророка Илии переводится как «Бог мой Господь», что выражает основное содержание его служения (ср.: 3 Цар 18. 36) — ревностна борьба за поклонение единому Богу и своими делами являвшего Его могущество. Пророк Илия — один из самых почитаемых святых Ветхого Завета.
Святой пророк Божий Илия принадлежит к числу наиболее прославленных Богом мужей благочестия ветхозаветной Церкви. Его служение в Израиле происходило за восемь с половиной столетий до Рождества Христова. Родился он в Фесфии Галаадской, в колене Левиином и, по церковному преданию, на которое ссылается святитель Епифаний Кипрский, отец новорожденного видел Ангелов Божиих, пеленавших младенца огнем и влагавших в уста его пламень. Во времена распространения крайнего нечестия в Израиле при царе Ахаве "восстал Илия пророк как огонь, и слово его горело как светильник" (Сир. 48, 1). Пророк мужественно и с великой ревностью противостоит культу Ваала, начало распространению которого было положено вскоре после смерти царя Соломона, когда его царство разделялось на Израиль и Иудею. Цари Израиля, боявшиеся утратить власть, стремились оторвать свой народ от Иерусалимского храма. Такое отделение вело к забвению израильтянами Единого Бога и замене Его языческими богами.
Уже первый из израильских царей Иеровоам построил в Дане и Вефиле два святилища, где народ мог служить своему Богу в образе золотого тельца. Возмущенные левиты покинули пределы Израильского царства, и царь "поставил священников из народа, которые не были из сынов Левииных" (3 Цар. 12, 31; 2 Пар. 11, 14). Этим в Израиле уничтожилось богоучрежденное священство, и защитниками истинных понятий о Боге остались только пророки. Преемники Иеровоама продолжали "ходить путем его и во грехах его" (3 Цар. 15, 34), усиливая идолослужение. Мера беззакония исполнилась при царе Ахаве, который в угоду жене-язычнице Иезавели построил в столице Израиля Самарин храм и жертвенник Ваалу и устроил дубраву в честь Астарты. Иезавель, будучи дочерью языческого жреца и фанатичной идолопоклонницей, истребляла пророков Господних и содержала при своем дворе большой штат служителей нового культа. Культ Ваала, пришедший через Финикию из Вавилонии и включающий в себя поклонение солнцу и производительным началам природы, отличался особенным нечестием. От слова Ваал евреи позднейшего времени произвели имя сатаны - Веельзевул, означающее "бог навоза", так как служение ему сопровождалось крайними мерзостями и распутством.
"Многие волхвования Иезавели" (4 Цар. 9, 22) и пророков Ваала, а также чувственность их культа развратили израильтян. В этот момент и выступил на свое служение пророк Илия. Он предстал перед царем Ахавом и объявил, что в посрамление нечестивого культа изобилия и в наказание за него не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по молитве самого пророка. Слова, произнесенные пророком Илией, заключили небо, и народ начал страдать от нестерпимого солнечного зноя и голода. Пророчество особым образом связало жизнь самого Илии с жизнью окружающего мира - в случае гибели пророка все живое погибло бы от засухи.
Господь по своему милосердию послал пророка Илию в сокровенное место у потока Хораф, сохраняя его там от рук Иезавели, и вороны приносили пророку пищу. Через год поток Хораф высох от бездождия, но не уменьшилась ревность пророка, горевшего желанием истребить всех беззаконников и возвратить израильтян к истинному Богопочитанию. Тогда Господь посылает пророка Илию за пределы Израиля, в Сарепту Сидонскую, к бедной вдове, ожидавшей вместе с детьми голодной смерти. Удивительная кротость вдовы, ее вера в Промысл Божий и послушание слову пророка представляют в ее лице, по толкованию блаженного Феодорита, прообраз церкви из язычников. Чтобы накормить пришедшего к ней пророка, Сарептская вдова отдает ему свой последний кусок хлеба, и пророк Илия совершает два чуда по вере ее. Запасы хлеба и масла в доме вдовы сделались неиссякаемыми, а ее умерший сын был воскрешен.
По прошествии трех с половиной лет засухи Господь послал пророка Илию к царю Ахаву для прекращения бедствия. Царь, не перестававший разыскивать Илию в Израиле и за его пределами, был удивлен приходом пророка и выполнил его повеление собрать весь израильский народ и всех служителей Ваала. Когда израильтяне и пророки Ваала собрались на горе Кармил, название которой означало "виноградник Божий", пророк Илия сказал народу: "долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему, а если Ваал, то ему последуйте" (3 Цар. 18, 21). Народ молчал, сознавая неправильность своего богопочитания и свое незнание того, кто есть Господь. Тогда пророк Илия в знамении дает Израилю откровение о Боге, предвосхищающее события новозаветного времени. Он предлагает привести Господу две жертвы всесожжения - одну от себя, а другую от пророков Ваала. Жертва всесожжения в Израиле приносилась людьми, уже примиренными с Богом посредством жертв очищения. Она выражала полноту предания себя Богу и прообразовала всесовершенную жертву Христову. Но существом предложения пророка Илии было отсутствие огня на жертвеннике, чтобы Сам Господь огнем с неба освятил и потребил угодную Ему жертву.
Первыми приступили к жертвоприношению пророки Ваала: они взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно - небо молчало. Когда подошло время вечернего жертвоприношения, пророк Илия воздвиг жертвенник Господень из 12 камней, по числу колен Израилевых, окружил его рвом, возложил жертву на дрова и, знаменуя тайну Пресвятой Троицы, приказал трижды возливать на жертвенник воду, приносимую к нему четырьмя водоносами. И когда вода полилась вокруг жертвенника, отовсюду окружив его, святой пророк воззвал: "Господи Боже Авраама, Исаака и Иакова! Услыши меня, Господи, услышь меня ныне в огне! Да познают все люди сии, что Ты Един Бог Израилев и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему". Велика была верность Господу пророка Илии, велика была и сила его молитвы. "Ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение и дрова и камни и прах и поглотил воду, которая во рве" (3 Цар. 18, 38), и весь народ, видя происходящее, упал на лица свои и сказал: "Воистину Господь есть Бог". Тогда пророк Илия повелел схватить всех служителей Ваала, умертвил их и бросил в поток Киссон, бегущий в Великое море, очистив тем самым землю от скверны нечестивого культа. После чего по молитве пророка небо отверзлось и пошел обильный дождь.
Царь Ахав осознал свое заблуждение и оплакал грехи, но жена его Иезавель, узнав о том, что произошло на горе Кармил стала добиваться смерти пророка Божия, и Илие пришлось вновь покинуть Израиль. Он пришел в пустыню и, видя, что даже великие чудеса не могут обратить народ, стал просить себе у Бога смерти. "Довольно уже, Господи, - говорил Илия, - я не лучше отцов моих!". Но господь уготовил для Своего верного служителя "путь, еще превосходнейший" (1 Кор. 12, 31) и послал Ангела Своего подкрепить Илию пищей перед предстоящей ему дорогой. Затем пророк в посте и молитве шел 40 дней и ночей к горе Божией Хорив, на которой Господь заключил завет с Израилем. На священной горе пророк Илия остро ощущал оставление завета израильтянами и скорбел о том, что попускается беззаконие и поношение пресвятого имени Господня. Не вполне постигая Промысел Божий о спасении мира, он говорил Богу: "Остался я один из Твоих пророков, но и моей души ищут, чтобы отнять ее". Тогда Господь явил пророку Илии Свое совершенство. Своему грозному пророку, желавшему погибели всех нечестивых, Господь явился не в буре, не в землетрясении, и не в огне - все эти страшные знамения всемогущества Божия только предваряли явление Господне - но в веянии тихого ветра. Блаженный Феодорит говорил, что тем самым Господь открыл пророку Илии, что Он за лучшее признал управлять родом человеческим с кротостью и долготерпением. При этом Бог открыл Своему пророку, что Он сохранил в Израиле семь тысяч мужей, не поклонившихся Ваалу и повелел Илии предназначить на израильское царство достойного мужа по имени Ииуя, а юношу Елисея помазать во пророка - преемника себе.
Пророческое служение святого пророка Илии продолжалось еще несколько лет и завершилось его восхождением на Небо в огненной колеснице. Пророк Елисей, видя огненное вознесение Илии во плоти, воскликнул: "Отец мой, колесница Израиля и конница его!" В каноне пророку Божию Илии Святая Церковь прославляет его как "воздушного воина". Жизнь святого пророка Илии описывается в Ветхозаветных книгах (3 Цар.; 4 Цар.; Сир. 48, 1-15; 1 Мак. 2, 58). Во время Преображения Господня на горе Фавор святые апостолы видели пророка Илию беседовавшим со Спасителем о Его исходе в Иерусалиме (Лк. 9, 30). По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного второго Пришествия Христа на землю и, приняв во время проповеди телесную смерть, уже не только как пророк, но и как мученик, удостоится в лике святых большей чем теперь чести и славы от праведного мздовоздателя Бога.
Русская Православная Церковь свято чтит пророка Илию. Первый храм построенный в Киеве, был во имя пророка Илии. После Крещения святая равноапостольная княгиня Ольга построила храм пророка Илии у себя на родине, в селе Выбуты.
Иконописная традиция изображает пророка Илию возносящимся на колеснице с огненными колесами, которая окружена со всех сторон пламенем и запряжена четырьмя крылатыми конями.
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||
---|---|---|
|
Календарь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
25 февраля 2022 г. (12 февраля ст.ст.),пятница Седмица мясопустная. День постный. Разрешается рыба. Иверской (икона) иконы Божией Матери. Свт. Мелетия (икона), архиеп. Антиохийского. Свт. Алексия (икона), митр. Московского и всея России, чудотворца. Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского. Прп. Марии, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения. Свт. Антония, Патриарха Константинопольского. Прп. Мелетия Ипсенийского. Утр. - Богородицы: Лк., 4 зач., I, 39-49, 56, или свт.: Ин., 36 зач., X, 9-16 . Лит. - 2 Ин., 75 зач., I, 1-13. Мк., 68 зач., XV, 22, 25, 33-41. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28. Свт.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Лк., 24 зач., VI, 17-23 . |
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Поиск |
---|