Главная » Миссионерство » Статьи |
07.05.2015, 07:29 | |
Не секрет, что большинство людей, крещенных в Православной Церкви, все же продолжает жить, как говорят «с Богом в душе», а их церковная жизнь сводится к освящению куличей, «ничегонеделанию» в Православные праздники, пышному застолью в честь Перстольных дней, а придя в Храм, их больше интересуют вопросы, далекие от приводящих ко спасению: сколько стоит Крещение или Отпевание, в какой именно день лучше поминать усопшего и тому подобное. Поэтому, основная цель нашего служения Церкви - помочь человеку взглянуть на Церковь иными глазами. В этом вопросе все члены Церкви, как Тела Христова, призваны быть миссионерами в широком смысле слова и нести общецерковное апостольское служение. Как любящий Отец, Спаситель наш Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Это главная составляющая идеи миссионерства, заложенная для нас в Священном Писании. Ради спасения человека Мессией становится Сын Божий и приносит на землю Радостную весть; Он сходит на землю, чтобы принести спасение людям, соединив их с Собой. Следовательно, свидетельство Веры вне церковной ограды составляет одну из главных обязанностей всех христиан, во исполнение заповеди Господней: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел Вам» (Мф. 28:19-20). Истоки миссионерства в Русской православной церкви начинаются со времен Крещения Руси. В то время наш народ, перенявший от Византии православие и идею православного государства, принял и завет Христа - идти до конца земли с проповедью христианства. Нынешнее поколение - это живые свидетели и участники двух различных в жизни Русской православной церкви эпох. Фактически стертое с лица земли в советское время, свое истинное возрождение Православие начинает сравнительно недавно. Только в 90-х годах минувшего тысячелетия религия перестает быть запретной. В это время организм Церкви вторично вплотную соприкасается с непросвещенным миром, людьми, сознание которых формировалось в жестких условиях советского атеизма. Поэтому просвещение народа Божия – это истинный долг каждого из нас. В таких условиях миссионерство, приобретая свое особое значение, становится потребностью, продиктованною временем. Оно призвано нести Благую весть людям, которые еще не осознают потребности в Церкви. Люди эти чрезвычайно разнообразны по своему жизненному укладу, возрасту, образованию, интересам, профессиям и чтобы переступить порог храма им уже недостаточного колокольного милозвучия, их нужно попытаться «зажечь». А чтобы зажечь ближнего пламенем Божьей веры, необходимо самому ею пламенеть. Свеча зажигается от свечи, а сердце зажигается от сердца. В Евангелии сказано: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного" (Мф.5.16). Поэтому основа миссионерского служения должна базироваться на примере личной благочестивой жизни, что есть долгом каждого христианина. Отличительной чертой сельских приходов, которые составляют большинство в любой епархии, есть то, что здесь жизнь каждого человека общины видна как на ладошке и рассматривается «под микроскопом». Итак, начнём нашу миссию с самих себя. Будем помнить, что всякое слово, поучение имеет смысл и цену только тогда, когда идёт от собственного духовного опыта и знания. Не будем кичиться нашим Православием, а позаботимся, чтобы оно действительно реализовывалось в нас самих. Станем сами настоящими православными христианами и тогда люди, которым мы от всего сердца желаем спасения, «без слов приобретаемы будут, когда увидят наше чистое, богобоязненное житие» (1 Петр. 3, 1;2). Только так возможен сегодня успех православной миссии. Но вот, постучал Господь в сердце человеку и тот переступил порог храма. Часто случается, что наша встреча малоцерковного человека больше напоминает проведение «экзамена на благочестие», когда зашедшего в храм вслух обличают за «неправильную одежду» и «удивляются» его невежеству в церковных обычаях. При таком раскладе этот первый робкий опыт человека, вошедшего в храм, тут же может стать последним. Атмосферу нашей любви, приветливости, участливости и заботы должен почувствовать каждый входящий в храм. Для этого миссионерским духом должны быть пропитаны не только священнослужители, но и рядовые члены православного прихода. Поэтому истинное достижение цели в этом вопросе возможно лишь тогда, когда каждый член Церкви Христовой осознает свою личную миссионерскую ответственность, священники свою, их помощники из числа мирян – свою. «В первую очередь, местом приложения миссионерских усилий должен быть приход. Приход — это наибольшая драгоценность, которую имеет Церковь. Приход объединяет единомышленников, верующих людей — именно там люди, объединяясь вокруг престола Божия, становятся единым телом, причащающимся от единого Тела и Чаши», - говорил Святейший Патриарх Кирилл на IV Всецерковном съезде епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви. К сожалению, делая «медвежью услугу», многие продолжают преподносить церковную жизнь малорелигиозному человеку в искаженном виде, говоря этим людям не о свободе, которую дарует нам Господь, а о банальном наборе запретов и предписаний, смысл которых для малоцерковного человека далеко не очевиден. Получается так, что вместо того, чтобы «дать» и приобщить, мы пытаемся сразу нечто «забрать» и запретить. И когда для человека светская жизнь заключает в себе весь круг его интересов и составляет все его потребности, он будет отчаянно цепляться за «радости» мира сего, противясь любому нашему слову о воздержании и самообладании. До тех пор, пока сердце человека не коснется Господь, духовность будет казаться ему запредельной и нереальной. Поэтому, именно на начальном этапе очень важно дать понять человеку истинную суть Православия. «…люди отходят от Православия в силу недостатков нашей просветительской и миссионерской работы, нежелания отдельных священнослужителей кропотливо трудиться над духовным воспитанием приходящих в Церковь людей», - говорил Святейший Патриарх Алексий II. Наша основная цель вовремя помочь человеку открыть для себя основные понятия православной веры. И сделать это мы можем с помощью катехизации. Порой именно катахезация перед принятием Таинства Крещения или Венчания является первым шагом человека к познанию Истины. Люди приходят с иллюзиями, ожидая, что от Крещения получат нечто, не понимая, что без церковной жизни, без движения по этому пути, ничего в человеке не произойдет. Поэтому ее проведение – это хорошая возможность попытаться сформировать у человека представление, что Таинство Крещения, Таинство Венчания – не самоцель, не конец пути, а наоборот начало. После одной беседы количество молящихся на богослужении вряд ли изменится, но попытаться посеять семя в «целинную землю» – это наша обязанность и иметь она должна далеко не формальный характер. Вместе с этим мы должны пытаться распространять миссию во всех сферах жизнедеятельности общества. Для этого важно привлекать мирян к активной церковной работе посредством выполнения важных поручений: «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество – пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение – пребывай в служении; учитель ли – в учении». (Рим.12:6-7). Диапазон этих поручений достаточно широк: от благоустройства территории храма до преподавательской работы в духовно-просветительской школе. Любой талант, доверенный нам Богом, должен быть нами использован на пользу ближнего. Также, одной из эффективных практических форм миссионерства остается на приходах организация и проведение крестных ходов. В основном они проводятся в Перстольные дни с целью донесения до сознания людей истинного смысла этого праздника. И стоит заметить, что ежегодно число их участников значительно увеличивается. Но ничто не может заменить живое человеческое общение. Поэтому, в некоторых храмах возрождается давняя практика общения людей за пределами Богослужения. Это внебогослужебные беседы, помогающие найти ответы на волнующие вопросы; привлечение прихожан к совместному принятию важных решений на общеприходских собраниях; в помощь постигающим азы Православия, позитивную роль играет практика издательства и распространения адаптированной богослужебной литературы; эффективной формой миссионерства становится совместный просмотр тематических видеоматериалов с последующим их обсуждением. Но особо чтимой формой общения остаются для прихожан совместные трапезы, традиционно проводимые в праздничные дни после совершения Божественной литургии. Такое общение людей, сплоченных единой целью и мыслящих в унисон, укрепляет их Веру, что особенно важно в условиях нынешнего времени политической и экономической государственной нестабильности. Особую прослойку нехристианского мира, требующую поиска новых путей и способов в донесении Вести о Христе, составляет наше подрастающее поколение. В Евангелии сказано: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне; ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19,14). Формирование детского мировоззрения происходит посредством семьи и школы, поэтому, для получения полноценного члена христианского общества необходимо консолидировать усилия этих двух институтов и выработать общую методику воспитания. Важным шагом в православном воспитании подрастающего поколения стало введение в программу общеобразовательной школы курса «Христианская этика в украинской культуре». Изучая этот предмет в школах, дети постигают тайны мироздания и учатся быть полноценными гражданами здорового христианского общества. Что касается молодежи, то миссионерский принцип, применяемый в молодежном обществе, должен исключать нотации и назидания, которые сходны с теми, что им годами читают родители и учителя. Ибо такие нравоучения могут сыграть противоположную роль и вызвать агрессию. Поэтому необходимо научиться разговаривать с современной молодежью на понятном и доступном для них языке. Эффективной формой миссионерства, приемлемой в молодежной среде, могут быть интернет-общение (сайты, форумы, социальные сети), совместные туристические походы, познавательные экскурсии, паломнические поездки, творческие мероприятия, интеллектуальные игры. Уроки, в действующих при храмах духовно-просветительских школах, должны иметь познавательную направленность и проводиться с внедрением современных интерактивных методик преподавания. Вместе с этим, необходимо помнить, что всякое слово, поучение имеет смысл и цену только тогда, когда идёт от собственного духовного опыта, знания и подкрепляться конкретным делом. «Вера без дел мертва» (Иак.2:17) и всякое слово, сказанное только устами, мертво и ложно, и всегда слушающие безошибочно это различают. Дети же особенно чувствуют любую фальшь. Истинные носители церковного духа и церковной миссии во все времена соблюдали исключительно важное и эффективное методическое правило - они никогда не советовали другим того, чего не исполнили сами. Этот принцип, бесчисленное множество раз проверенный жизнью святых, подтверждает, что миссия Церкви во все времена и сейчас осуществляется не рассказами об Истине, а в первую очередь - самим житием во Христе как вечной Истине. Жить и мыслить в Боге – в этом вечная миссия и призвание Церкви. У человека, по-настоящему вкусившего опыт Жизни вечной, потребность любить ближнего выше потребности быть любимым, а желание поделиться превышает эгоистичные мысли о себе. Но до всех этих духовных высот любому человеку, интересующемуся Православием, еще необходимо «дорасти». И цель миссионерства помочь ему в этом. По крайней мере - не помешать. И в завершении, благодаря Бога за благодатную возможность осуществлять миссионерскую деятельность, мы должны всегда иметь в своем сердце апостольские слова: "Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто" (1 Кор. 13, 2).
| |
Просмотров: 993 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.3/3 |
Всего комментариев: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||
---|---|---|
|
Календарь |
---|
25 февраля 2022 г. (12 февраля ст.ст.),пятница Седмица мясопустная. День постный. Разрешается рыба. Иверской (икона) иконы Божией Матери. Свт. Мелетия (икона), архиеп. Антиохийского. Свт. Алексия (икона), митр. Московского и всея России, чудотворца. Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского. Прп. Марии, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения. Свт. Антония, Патриарха Константинопольского. Прп. Мелетия Ипсенийского. Утр. - Богородицы: Лк., 4 зач., I, 39-49, 56, или свт.: Ин., 36 зач., X, 9-16 . Лит. - 2 Ин., 75 зач., I, 1-13. Мк., 68 зач., XV, 22, 25, 33-41. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28. Свт.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Лк., 24 зач., VI, 17-23 . |
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Поиск |
---|