Главная » 2015 » Май » 7 » Как взглянуть на Церковь иными глазами
08:15
Как взглянуть на Церковь иными глазами

Не секрет, что большинство людей, крещенных в Православной Церкви, все же продолжает жить, как говорят «с Богом в душе», а их церковная жизнь сводится к освящению куличей, «ничегонеделанию» в Православные праздники, пышному застолью в честь Перстольных дней, а  придя в Храм, их больше интересуют вопросы, далекие от приводящих ко спасению: сколько стоит Крещение или Отпевание, в какой именно день лучше поминать усопшего и  тому подобное.

Поэтому, основная цель нашего служения  Церкви - помочь человеку взглянуть на Церковь иными глазами. В этом вопросе все члены Церкви, как Тела Христова, призваны быть миссионерами в широком смысле слова и нести общецерковное апостольское служение.

Как любящий Отец, Спаситель наш Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Это главная составляющая идеи миссионерства, заложенная для нас в Священном Писании. Ради спасения человека Мессией становится Сын Божий и приносит на землю Радостную весть;  Он сходит на землю, чтобы принести спасение людям, соединив их с Собой. Следовательно, свидетельство Веры вне церковной ограды составляет одну из главных обязанностей всех христиан, во исполнение заповеди Господней: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел Вам» (Мф. 28:19-20).

Истоки миссионерства в Русской православной церкви начинаются со времен Крещения Руси. В то время наш народ, перенявший от Византии православие и идею православного государства, принял и завет Христа - идти до конца земли с проповедью христианства.  

Нынешнее поколение - это живые свидетели и участники двух различных в жизни Русской православной церкви эпох. Фактически стертое с лица земли в советское время, свое истинное возрождение Православие начинает сравнительно недавно. Только в 90-х годах минувшего тысячелетия религия перестает быть запретной. В это время организм Церкви вторично вплотную соприкасается с непросвещенным миром, людьми, сознание которых формировалось в жестких условиях советского атеизма. Поэтому просвещение народа Божия – это истинный долг каждого из нас.

В таких условиях миссионерство, приобретая свое особое значение, становится потребностью, продиктованною временем. Оно призвано нести Благую весть людям, которые еще не осознают потребности в Церкви. Люди эти чрезвычайно разнообразны по своему жизненному укладу, возрасту, образованию, интересам, профессиям и чтобы переступить порог храма им уже недостаточного колокольного милозвучия, их нужно попытаться «зажечь». А чтобы зажечь ближнего пламенем Божьей веры, необходимо самому ею пламенеть. Свеча зажигается от свечи, а сердце зажигается от сердца.

В Евангелии сказано: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного" (Мф.5.16). Поэтому основа миссионерского служения должна базироваться на примере личной благочестивой жизни, что есть долгом каждого христианина.

Отличительной чертой сельских приходов, которые составляют большинство в любой епархии,  есть то, что здесь жизнь каждого человека общины видна как на ладошке и рассматривается «под микроскопом». Итак, начнём нашу миссию с самих себя. Будем помнить, что всякое слово, поучение имеет смысл и цену только тогда, когда идёт от собственного духовного опыта и знания. Не будем кичиться нашим Православием, а позаботимся, чтобы оно действительно реализовывалось в нас самих. Станем сами настоящими православными христианами и тогда люди, которым мы от всего сердца желаем спасения, «без слов приобретаемы будут, когда увидят наше чистое, богобоязненное житие» (1 Петр. 3, 1;2). Только так возможен сегодня успех православной миссии.

Но вот, постучал Господь в сердце человеку и тот переступил порог храма. Часто случается, что наша встреча малоцерковного человека больше напоминает проведение «экзамена на благочестие», когда зашедшего в храм вслух обличают за «неправильную одежду» и «удивляются» его невежеству в церковных обычаях. При таком раскладе этот первый робкий  опыт человека, вошедшего в храм, тут же может стать последним. Атмосферу нашей любви, приветливости, участливости и заботы должен почувствовать каждый входящий в храм. Для этого миссионерским духом должны быть пропитаны не только священнослужители, но и рядовые члены православного прихода. Поэтому истинное достижение цели в этом вопросе возможно лишь тогда, когда каждый член Церкви Христовой осознает свою личную миссионерскую ответственность, священники свою, их помощники из числа мирян – свою. «В первую очередь, местом приложения миссионерских усилий должен быть приход. Приход — это наибольшая драгоценность, которую имеет Церковь. Приход объединяет единомышленников, верующих людей — именно там люди, объединяясь вокруг престола Божия, становятся единым телом, причащающимся от единого Тела и Чаши», - говорил Святейший Патриарх Кирилл на IV Всецерковном съезде епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви.

К сожалению, делая «медвежью услугу», многие продолжают преподносить церковную жизнь малорелигиозному человеку в искаженном виде, говоря этим людям не о свободе, которую дарует нам Господь, а о банальном наборе запретов и предписаний, смысл которых для малоцерковного человека далеко не очевиден. Получается так, что вместо того, чтобы «дать» и приобщить, мы пытаемся сразу нечто «забрать» и запретить. И когда для человека светская жизнь заключает в себе весь круг его интересов и составляет все его потребности, он будет отчаянно цепляться за «радости» мира сего, противясь любому нашему слову о воздержании и самообладании. До тех пор, пока сердце человека не коснется Господь, духовность будет казаться ему запредельной и нереальной. Поэтому, именно на начальном этапе очень важно дать понять человеку истинную суть Православия. «…люди отходят от Православия в силу недостатков нашей просветительской и миссионерской работы, нежелания отдельных священнослужителей кропотливо трудиться над духовным воспитанием приходящих в Церковь людей», - говорил Святейший Патриарх Алексий II.

Наша основная цель вовремя помочь человеку открыть для себя основные понятия православной веры. И сделать это мы можем с помощью катехизации. Порой именно катахезация перед принятием Таинства Крещения или Венчания является первым шагом человека к познанию Истины. Люди приходят с иллюзиями, ожидая, что от Крещения получат нечто, не понимая, что без церковной жизни, без движения по этому пути, ничего в человеке не произойдет. Поэтому ее проведение – это хорошая возможность попытаться сформировать у человека представление, что Таинство Крещения, Таинство Венчания – не самоцель, не конец пути, а наоборот начало. После одной беседы количество молящихся на богослужении вряд ли изменится, но попытаться посеять семя в «целинную землю» – это наша обязанность и иметь она должна далеко не формальный характер.

Вместе с этим мы должны пытаться распространять миссию во всех сферах жизнедеятельности общества. Для этого важно привлекать мирян к активной церковной работе посредством выполнения важных поручений: «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество – пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение – пребывай в служении; учитель ли – в учении». (Рим.12:6-7). Диапазон этих поручений достаточно широк: от благоустройства территории храма до преподавательской работы в духовно-просветительской школе. Любой талант, доверенный нам Богом, должен быть нами использован на пользу ближнего.

Также, одной из эффективных практических форм миссионерства остается на приходах организация и проведение крестных ходов. В основном они проводятся в Перстольные дни с целью донесения до сознания людей истинного смысла этого праздника. И стоит заметить, что ежегодно число их участников значительно увеличивается. 

Но ничто не может заменить живое человеческое общение. Поэтому, в некоторых храмах возрождается  давняя практика общения людей за пределами Богослужения. Это внебогослужебные беседы, помогающие найти  ответы на волнующие вопросы; привлечение прихожан к совместному принятию важных решений на общеприходских собраниях; в помощь постигающим азы Православия, позитивную роль играет практика издательства и распространения адаптированной богослужебной литературы; эффективной формой миссионерства становится совместный просмотр  тематических видеоматериалов с последующим их обсуждением.  Но особо чтимой формой общения остаются для прихожан совместные трапезы, традиционно проводимые в праздничные дни после совершения Божественной литургии. Такое общение людей, сплоченных единой целью и мыслящих в унисон, укрепляет их Веру, что особенно важно в условиях нынешнего времени политической и экономической государственной нестабильности.

Особую прослойку нехристианского мира, требующую поиска новых путей и способов в донесении Вести о Христе, составляет наше подрастающее поколение. В Евангелии сказано: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне; ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19,14). Формирование детского мировоззрения происходит посредством семьи и школы, поэтому, для получения полноценного члена христианского общества необходимо консолидировать усилия этих двух институтов и выработать общую методику воспитания. Важным шагом в православном воспитании подрастающего поколения стало введение в программу общеобразовательной школы курса «Христианская этика в украинской культуре». Изучая этот предмет в школах, дети постигают тайны мироздания и учатся быть полноценными гражданами здорового христианского общества. 

Что касается молодежи, то миссионерский принцип, применяемый в молодежном обществе, должен исключать нотации и назидания, которые сходны с теми, что им годами читают родители и учителя. Ибо такие нравоучения могут сыграть противоположную роль и вызвать агрессию. Поэтому необходимо научиться разговаривать с современной молодежью на понятном и доступном для них языке. Эффективной формой миссионерства, приемлемой в молодежной среде, могут быть интернет-общение (сайты, форумы, социальные сети), совместные туристические походы, познавательные экскурсии, паломнические поездки, творческие мероприятия, интеллектуальные игры. Уроки, в действующих при храмах духовно-просветительских школах, должны иметь познавательную направленность и проводиться с внедрением современных интерактивных методик преподавания. Вместе с этим, необходимо помнить, что всякое слово, поучение имеет смысл и цену только тогда, когда идёт от собственного духовного опыта, знания и подкрепляться конкретным делом. «Вера без дел мертва» (Иак.2:17) и всякое слово, сказанное только устами, мертво и ложно, и всегда слушающие безошибочно это различают. Дети же особенно чувствуют любую фальшь.

Истинные носители церковного духа и церковной миссии во все времена соблюдали исключительно важное и эффективное методическое правило - они никогда не советовали другим того, чего не исполнили сами. Этот принцип, бесчисленное множество раз проверенный жизнью святых, подтверждает, что миссия Церкви во все времена и сейчас осуществляется не рассказами об Истине, а в первую очередь - самим житием во Христе как вечной Истине. Жить и мыслить в Боге – в этом вечная миссия и призвание Церкви.

У человека, по-настоящему вкусившего опыт Жизни вечной, потребность любить ближнего выше потребности быть любимым, а желание поделиться превышает эгоистичные мысли о себе. Но до всех этих духовных высот любому человеку, интересующемуся Православием, еще необходимо «дорасти». И цель миссионерства помочь ему в этом. По крайней мере - не помешать.

И в завершении, благодаря Бога за благодатную возможность осуществлять миссионерскую деятельность, мы должны всегда иметь в своем сердце апостольские слова: "Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто" (1 Кор. 13, 2).

 

Категория: Новости приходской жизни | Просмотров: 561 | Добавил: Администратор | Рейтинг: 4.4/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 25.11.2024, 06:35
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Епархиальные новости [11]
Новости приходской жизни [477]

Календарь

«  Май 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

25 февраля 2022 г. (12 февраля ст.ст.),пятница

Седмица мясопустная.

День постный. Разрешается рыба.

Иверской (икона) иконы Божией Матери. Свт. Мелетия (икона), архиеп. Антиохийского. Свт. Алексия (икона), митр. Московского и всея России, чудотворца. Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского. Прп. Марии, именовавшейся Марином, и отца ее Евгения. Свт. Антония, Патриарха Константинопольского. Прп. Мелетия Ипсенийского. Утр. - Богородицы: Лк., 4 зач., I, 39-49, 56, или свт.: Ин., 36 зач., X, 9-16 . Лит. - 2 Ин., 75 зач., I, 1-13. Мк., 68 зач., XV, 22, 25, 33-41. Богородицы: Флп., 240 зач., II, 5-11. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28. Свт.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Лк., 24 зач., VI, 17-23 .

Друзья сайта

  • Українська православна церква
  • Портал Православная Сумщина
  • Православная Сумщина (архив)
  • Официальный сайт Троицкого архиерейского собора г.Сумы
  • Встреча с Православием
  • Монастыри и храмы Украинской православной церкви
  • Хустская епархия
  • Православное общество "Азбука веры"
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Поиск